Бальные платья не использовались более одного — двух раз и должны были выглядеть в соответствии с последними тенденциями моды. При выборе бального туалета для молодых девушек предпочтение отдавалось светлым тонам, по платью рекомендовалось прикалывать искусственные или натуральные цветы, платье должно быть открытым.
Женские бальные туфли представляли собой плотно обхватывающие ступню тапочки с полукруглым носком и чаще всего были без каблуков. Материалами для бальной обуви служили плательные ткани, бархат, тонкая кожа. Удержаться на ноге туфлям помогали ленты, которые завязывались под коленом крест на крест. Бальные туфли чаще всего были светлых тонов и украшались вышивкой,бисером, стразами, лентами и искусственными цветами.
Мужской костюм должен был быть простым и элегантным. Он состоял из чёрного фрака, чёрных брюк, тонких сапог или лайковых ботинок, перчаток и шляпы. Жилет и галстук, как правило, были белого цвета.
Бальная мужская обувь — лайковые ботинки, реже тонкие сапоги.
Перчатки были обязательной принадлежностью бального костюма как для дамы, так и для кавалера. Основными материалами из которых изготавливали перчатки были — лайка, замша, кожа, кружево, бархат, парча. Перчатки иногда украшались вышивкой и драгоценными камнями. Мужчины их подбирали под цвет фрака, а дамы предпочитали печатки светлых тонов.
Согласно бальному этикету, дамы появлялись в длинных белых шёлковых перчатках выше локтя, кавалеры — в замшевых перчатках, если они были одеты в военную форму, и в лайковых, если были в штатском.
Белая бальная перчатка скрывала морщины, изъяны, уравнивала молодость и старость, красоту и уродливость, стирала национальные различия.
Перчатки необходимо было одевать дома и не снимать в течение всего вечера.
Касаться друг друга обнажёнными руками считалось недопустимым.
Оголять руки позволялось во время ужина и за карточным столом.
Веер — непременный спутник каждой дамы на балу, который не просто служил модным и красивым аксессуаром, но и охлаждал тело в душной атмосфере танцевального зала, или , наоборот, защищал от ветра.
Пластины веерного каркаса чаще всего делались из слоновой кости, перламутра,черепахи, дерева, золота, серебра, экран веера — из бумаги, шёлка, кружева, атласа, бархата лайки. Веер иногда украшали росписью, драгоценными корнями. На оборотной стороне экрана веера дамы нередко писали стихи, ноты, афоризмы, которые выполняли роль любовных посланий.

Широко использовался на балах язык веера: цвет и положение веера могли о многом рассказать окружающим.
Белый цвет означал невинность, чёрный — печаль, красный — счастье или радость, лиловый символизировал смирение и искренность, голубой — постоянство и верность, жёлтый — отказ, зелёный — надежду, коричневый — недолговременное счастье, чёрный с белыми — разрушенный мир, розовый с голубым — любовь и верность, убранный с блёстками — твёрдость и доверие, вышитый золотом говорил о богатстве, серебром — о скромности.

Этикет предписывал дамам: цвет веера должен соответствовать цвету туалета дамы и её настроению; во время танца дама не должна выпускать веер из рук: при этом танцующие молодые люди не должны были трогать ни веера, ни платка, ни букета дам — это считалось фамильярностью.

Бальная книжечка — миниатюрная записная книжечка — agenda (агенда) или carte de bal (бальная карточка), которая помогала даме запомнить очерёдность кавалеров,приглашающих ее на танцы, в неё она вносила номер танца и фамилию кавалера, так как дамы начинали принимать приглашения ещё до начала бала. Если у дамы оставались «свободные танцы», то приглашения на них принимались в течение танцевального вечера.
Агенда нередко представляла собой ювелирное изделие. Обложку украшали драгоценными камнями, перламутром, золотой монограммой, внутри книжечки было несколько «листочков», чаще всего из слоновой кости, на цепочке — карандашик, и при помощи специального колечка она крепилась к поясу бального платья.

Приглашение на танец можно отклонить, если: танец уже обещан; дама уже танцевала с этим кавалером три танца за вечер или предыдущий танец; дама хочет пропустить танец — не танцевать, а отдохнуть;  приглашающий кавалер без перчаток. В любом другом случае дама обязана принять приглашение.

После приезда гостей, которых обязан был встречать хозяин, бал открывался торжественным полонезом, танцем-шествием, в котором должны были принять участие все приглашенные, даже если потом они весь вечер и всю ночь просиживали за карточными столами.
Далее чередовались вальсы, польки, кадрили, мазурки. В середине бала был обед, на который каждый кавалер провожал даму. Если кавалер приехал на бал без дамы, хозяйка бала могла попросить его проводить на бал даму (например, приехавшую с четой родственников и не сопровождавшуюся поэтому кавалером). Когда пара садилась за стол, они снимали перчатки и покрывали колени салфеткой. Перед тем, как встать из-за стола, перчатки одевались вновь, салфетки оставлялись на спинках стульев. Далее вновь продолжались танцы.
На балах существовал определенный танцевальный порядок, и все знают, что за так называемыми мелкими танцами пойдет первая кадриль, затем, следуя распорядку, вторая, третья. После четвертой кадрили и мелких танцев, как правило, шла мазурка. Это уже особый танец. Он, как и кадриль, у всех дам заранее был расписан, и каждый кавалер, каждая дама знали, когда и с кем они танцуют. Следует отметить, что среди всех танцев мазурка и котильон являлись наиболее "важными" приглашениями на балу, по той причине, что после мазурки кавалер вел даму к столу на ужин, где можно было пообщаться, пофлиртовать и даже признаться в любви.
В течение месяца после бала гости должны были нанести хозяевам визит вежливости.

___________________________
по материалам cathome.ru